Образовательная программа "Хор мальчиков"

                 Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования городского округа  "Город Архангельск"

 "Детская школа искусств № 31"

 

Образовательная программа

"Хор мальчиков"

 

 

Обзор образовательной программы «Хор мальчиков»

 Автор  Булгакова Л.Н. - преподаватель хора МБОУ ДОД «ДШИ № 31», высшая квалификационная категория

 

Мужское пение – один из древнейших видов хорового искусства. Его история начинается с 10 века. На протяжении многих веков хоры в составе мужских и мальчишеских голосов принимали участие в церковных богослужениях и на приемах высшей знати. Чистое звучание дискантов часто сравнивают с пением ангелов. Можно сказать, что хоры мальчиков – это восьмое чудо света, так как такие коллективы во всем мире явление редкое.

Высокий уровень развития русской хоровой культуры был связан   с расцветом русской классической музыки в XIX веке. Имена великих композиторов М.И. Глинки, М.А. Балакирева,  Н.А. Римского-Корсакова, тесно связаны с творческой деятельностью лучших хоровых коллективов. Русские композиторы-классики придавали большое значение хорам мальчиков, входившим составной частью в лучшие профессиональные коллективы. Петербургская капелла, Синодальное училище, капелла Шереметьева добились блестящих результатов в обучении мальчиков пению и показали  выдающиеся исполнительские достижения. До революции школьные  и церковные детские хоры в основном состояли из мальчиков.     Во всех привилегированных мужских учебных заведениях существовали ученические хоры, обслуживающие церковные службы и торжественные праздники. В эти хоры  отбирались наиболее способные и голосистые мальчики. Воспитание прочных вокально-хоровых навыков обуславливалось наличием  систематической певческой практики. Участвуя в школьных, церковных, гимназических хорах, мальчики получали  большую певческую практику, способствующую систематическому развитию голоса и сохранению приобретенных навыков в послемутационный юношеский период. В обучении хоровому пению мальчиков в русской школе была продумана система вокально-хорового воспитания детей, отражающая  характерные прогрессивные черты русской манеры хорового искусства с его распевностью, выразительностью, естественностью звукообразования. После революции огромное значение для дальнейшего развития хоровой культуры в стране имело открытие хоровых училищ мальчиков в Москве  и в Ленинграде, а также  открытие хоровых отделений для мальчиков. Хоровая культура имеет огромный духовный потенциал. Поэтому создание  в школах искусств  хоров мальчиков имеет важное значение в воспитании детей. Метод обучения хоровому пению мальчиков должен быть построен на принципе воспитания любви и привития интереса к хоровому пению, известно высказывание К.С. Станиславского: «В искусстве можно только увлекать». Это относится и к процессу обучения детей хоровому пению.      То, что делается с увлечением, дает наиболее положительные результаты.

Цель и задачи учебного предмета «Хор мальчиков»

Цельразвитие музыкально-творческих способностей учащегося на основе приобретенных им знаний, умений и навыков в области хорового исполнительства, а также выявление наиболее одаренных детей в области хорового исполнительства и подготовки их к дальнейшему поступлению    в образовательные учреждения, реализующие образовательные программы среднего профессионального образования.

Задачи:

· развитие интереса к классической музыке

и музыкальному творчеству;

· развитие музыкальных способностей: слуха, ритма, памяти,музыкальности и артистизма;

· формирование умений и навыков хорового исполнительства;

· обучение навыкам самостоятельной работы

с музыкальным материалом        и чтению нот с листа;

· приобретение учащимися опыта творческой деятельности и публичных выступлений;

· формирование у наиболее одаренных выпускников мотивации   к продолжению профессионального обучения в образовательных учреждениях среднего профессионального образования.

Периодичность занятий: 1час в неделю.

При организации занятий хор делятся на три состава: младший (1класс), средний (2-5 класс), старший (6-7 класс).

Контроль и учёт успеваемости.

Основными видами контроля успеваемости учащихся являются:

·     текущий контроль

·     промежуточная аттестация учащихся (отчётные концерты,  конкурсы, фестивали).

Учёт успеваемости учащихся проводится преподавателем во время текущих занятий, индивидуальной и групповой проверки знаний вокальных партий.

Основными принципами проведения и организации всех видов контроля успеваемости являются:

·     систематичность:

·     учёт индивидуальных особенностей обучаемого:

·     коллегиальность (для проведения промежуточной аттестации).

Основной формой учебной и воспитательной работы в классе является урок, проводимый в форме группового  занятия.

Основой контроля успеваемости ученика является оценка, выставленная преподавателем в дневнике, в журнале. Итоговая оценка выставляется  на основе четвертных. При оценке учащегося учитывается так же его участие в выступлениях хора на отчётных концертах, внутришкольных и выездных концертах, конкурсах, фестивалях.

В течение учебного года планируется ряд творческих показов: открытые репетиции для родителей и преподавателей; отчётные концерты; мероприятия по пропаганде музыкальных знаний (концерты-лекции и др.).

Произведения в исполнении хора могут входить в программу отчетного концерта хорового отделения.

Методические указания

Искусство хороваого пения – это искусство коллективное. Именно          в коллективе формирование и развитие личности ребенка происходит наиболее эффективно. Коллективное музицирование способствует развитию творческих способностей, формирует художественный вкус. В коллективе развиваются также такие качества как дисциплинированность, ответственность, умение преодолевать трудности, доводить начатое дело        до конца.

Круг возможностей коллективного музицирования в обучении    и воспитании детей достаточно широк.

Хоровое пение – это вокальное искусство, поэтому главная работа   в хоре – это работа над вокалом. Однако, хор – это коллективное, совместное пение и поэтому вокальная работа здесь имеет свои особенности. Чтобы петь в хоре, надо научиться управлять своим голосом и овладеть целым рядом вокально-хоровых навыков. Известно, что каждое искусство слагается из двух частей: технической и художественной. Без освоения технической стороны искусства невозможно достичь высоких художественных результатов. Техническая сторона пения в хоре включает в себя: чистое интонирование, слитность звучания голосов, ансамбль, строй, единую манеру звукообразования и звуковедения, организацию певческого дыхания и вокальной позиции звука, четкую дикцию и другое.

Обучение хоровому пению на хоровом, инструментальном и общем эстетическом  отделениях ведется по специальной программе, рассчитанной на 7 лет. В течение всех лет обучения учащиеся овладевают вокально-хоровыми навыками, учатся понимать смысл музыки и слов, выступая на концертах, приобретают навыки исполнительского мастерства. Концертные выступления являются не только итогом учебной и творческой деятельности хора, но и одним из важнейших условий для полноценного функционирования хора, его жизнеспособности и сильнейшим стимулом обучения.

На протяжении всех лет обучения преподаватель следит   за формированием и развитием важнейших вокальных навыков и навыков ансамблевого исполнительства (дыханием, звуковедением, ансамблем, строем, дикцией и пр.) постепенно усложняя задачи, расширяя диапазон певческих возможностей  детей.

На занятиях хора должны активно использоваться знание нотной грамоты и навыки сольфеджирования, так как пение по нотам, а затем и по партитурам помогает учащимся овладевать музыкальным произведением сознательно, значительно ускоряет процесс разучивания.

Огромное влияние на развитие музыкальности учащихся оказывает тщательная работа преподавателя над художественным образом исполняемого произведения. При этом особое значение  приобретает работа над словом, музыкальной и поэтической фразой, формой всего произведения, умение почувствовать и выделить кульминационные моменты как всего произведения таки его отдельных частей.

Основу репертуара могут составлять сочинения композиторов классиков, народные песни разных стран, сочинения современных композиторов. Программа строится по принципу от простого репертуара         к сложному.

Первый и второй год обучения предполагают исполнение произведений в унисон. Происходит формирование интонационной и творческой активности учеников.

Третий и четвёртый  годы обучения предполагают исполнение произведений с эпизодическим двухголосием.

В старших классах (5-7)   в репертуар возможно включение  произведений с плотным двухголосием и элементами трехголосия, преимущественно произведений с сопровождением. Увеличиваются требования к ученикам; на ином, более высоком уровне закрепляются принципы, заложенные в предыдущий период.

С первых занятий мальчишки должны почувствовать себя активными, сознательными участниками большого и интересного дела. Хоровое занятие должно быть разнообразным, включая каждый раз  нечто новое, интересное. Живое, разнообразное хоровое занятие мобилизует внимание и развивает музыкальные способности детей, особенно мальчиков, характерной особенностью которых является живость характера, любознательность, эмоциональность, непоседливость. А пение –  это средство выражения идей     и чувств.

В усвоении вокально-хоровых навыков решающее значение приобретает воспитание сознательной хоровой дисциплины. Организация    и воспитание хоровой дисциплины должны проходить так, чтобы сама по себе дисциплина вызывала у учащихся интерес и желание подчиняться этому интересному порядку в коллективе, который является залогом успешного обучения хоровому пению.

Важный момент – концертные выступления. Ничто не воспитывает мальчишек лучше, чем сцена. Сцена не позволяет не выкладываться. Сцена – сражение для мальчиков. Сцена – это азарт. Поэтому большое значение имеют концертные выступления, отчетные концерты для родителей, поездки с выступлениями, путешествия в другие города.

Младшая группа хора.

В младшем хоре мальчиков особо обращаем внимание на то, что нельзя кричать, петь громко, речитативно. Следим за тем, чтобы больше тянуть звуки, выпевать.

1.Вокальные навыки:

-правильная певческая установка;

-организация правильного дыхания, пение по дирижерскому жесту;

-работа над звуком, унисоном;

-работа над дикцией.

2. Строй и ансамбль.

В хоре преобладает одноголосие, постепенно вводятся элементы двухголосия. Используются упражнения  на развитие ладового чувства, ручные знаки.

Младшие дети, как правило, плохо открывают рот. Необходимо научить детей активно произносить звуки, хорошо их тянуть, сидеть или стоять ровно и красиво. Звук сразу выводим в высокий регистр. Постепенно подключаем знание нот во время изучения песен. Очень важен индивидуальный подход в обучении мальчиков пению. На репетиции внимательно слушаем отдельно голоса. Работая над дыханием, используем упражнения из дыхательной гимнастики Стрельниковой.

Старшая группа хора.

От старших ребят можно требовать большей силы звучания. Дети старше, аппарат более выносливый. Но, добиваясь силы звучания, не допускать форсирования, напряжения. От старшего хора требуется хорошее владение приемом  «цепное дыхание».

Активно используется пение без сопровождения. Расширяется диапазон. Усложняется репертуар.

Целеустремленность старших – хороший пример для младших. Отношения между старшими хористами и младшими – очень важный момент в воспитании хористов.

Главная цель обучения в хоре – красота хорового звучания, естественность звуковедения, чистота интонирования, четкость произношения, воспитание голоса.

Физиологический процесс голосообразования у мальчиков и юношей – сложный процесс. Один из первостепенных приемов  работы с детским хором является дыхание. Общеизвестна фраза: «Искусство пения есть искусство дыхания». Без дыхания голос не может двигаться. Под давлением дыхания голосовой аппарат приходит в действие. В методической литературе пения  XVII-XVIII вв. мы находим рекомендации пения коротким частым дыханием, но неслышным для окружающих. Преимущество диафрагматического певческого дыхания можно найти в работах  конца XIX – начала XX в.. у Зарина, А. Никольского и др. авторов.

Необходимо показать каждому учащемуся правильный прием дыхания. Вдох должен быть коротким. Но не менее важен и выдох. От способа выдоха  зависит и качество звука. Важно на начальном этапе научиться  во время пения не расслаблять мышцы живота. Общее звучание хора зависит от правильного положения гортани каждого отдельно поющего учащегося. Имея индивидуальное строение голосового аппарата, каждый хорист должен сознательно  найти  положение гортани, удобное для него в пении через ощущение комфорта голоса, качество его звучания. С работой дыхательного аппарата гортани связана активность органов  ротовой полости, с которых начинается дикция. Вялый артикуляционный аппарат у детей дает  вялое звучание. Активность артикуляционного аппарата должна быть  в пении сильнее, чем в разговорной речи. Особый интерес представляют механизмы голосообразования в период мутации. Ирвин Купер, например,  указывает, что нужно разбить теорию перелома, и не нужно это рассматривать как болезнь голоса. В работе Е.Я. Гембицкой «Обучение мальчиков пению  в хоре» подчеркивается важность развития у мальчиков смешанного регистра- микста. В работе  В. В. Емельянова дается конкретное описание  упражнений на развитие смешанного регистра в предмутационный  и мутационный период певческого голоса у мальчиков. Автор выдвигает концепцию: «Фальцет  не мутирует», считая, что  у мальчиков до мутации  должен быть хорошо развит фальцетный режим. Во время мутации нужно    не молчать, а продолжать координационно-тренировочную нагрузку   в фальцетном режиме, постепенно перенося имеющиеся защитные механизмы на формирующийся  грудной регистр. Специфика работы  с мальчиками имеет свои трудности не только певческие,   но и психологические. Поэтому считаю необходимым  знание психологии  и физиологии детей и подростков, для того, чтобы заниматься с детьми пением.

Каковы же механизмы звукообразования в мутационный период? В книге М.Фомичева «Основы фониатрии» мы читаем: «Постепенный рост гортани не позволяет скачкообразно перейти от фальцетного механизма    к грудному,  а потому вначале связки воспроизводят голос фальцетным механизмом;   с течением времени этот механизм сменяется грудным, хотя длительное, привычное для детского голоса образование звуков еще по временам прорывается». Голосовые связки в определенном возрасте растягиваются, впоследствии чего голос меняется, но в голосовом аппарате изменений не происходит.

Если заглянуть в историю древнерусского церковного пения, то мы вспомним, что мальчики пели в церковных хорах в примарной зоне, диапазон  дискантов не превышал «ре» первой октавы. Небольшой звуковысотный диапазон  песнопений, поступенность голосоведения не требовали от хора других подходов вокальной техники.

С развитием композиторского хорового материала, введением партесного пения, требовались другие возможности техники пения в хоре,    в том числе и вокальной технике дискантов и альтов. В большинстве методическая литература дореволюционного хорового партесного пения  дает рекомендации начального обучения с грудного регистра, переходя только в последствии к головному через сглаживание среднего регистра. Конкретных же указаний и обоснований  использования  определенного регистра в мутационный период практически не было. В основном, петь  в этот период  возраста не рекомендовалось. В после революционное время мнение педагогов в вопросе пения  в мутационный период не было однозначным. Например, чешский педагог Сейман настаивал на пении  в период мутации только в грудном регистре и запрещал петь фальцетом. Педагог Е.М. Малинина указывает на постепенность перехода от головного регистра к грудному. Западный педагог Роберт Венслоу в статье «Проблема  мужского голоса в средней школе» отмечает, что необходимо    в младших классах давать навыки головного звучания. В современной хоровой методической литературе  обращается внимание на развитие смешанного регистра в предмутационный и мутационный период певческого голоса у мальчиков. В своей работе В.В. Емельянов пишет: «Во время мутации не молчать, а продолжать координационно-тренировочную нагрузку   в фальцетном режиме, постепенно перенося имеющиеся защитные механизмы на формирующийся грудной регистр». Таким образом, пение  в мутационный период не прекращается, а лишь используется щадящий режим певческих нагрузок. Поэтому, важнейшая роль отводится в этот период вокальным упражнениям на дыхание - «Искусство пения есть искусство дыхания» Без дыхания голос не может двигаться. Под давлением дыхания голосовой аппарат приходит в действие. Особенно важна работа над дыханием в мутационный период. В работе с подростками используем элементы дыхательных гимнастик А. Стрельниковой,  А. Варлахина   и др.Очень важное значение играют упражнения на  ощущения правильного положения гортани. От правильного положения гортани зависит общее хоровое звучание. Большое значение  имеют упражнения на развитие активности артикуляционного аппарата.

Считая основной задачей музыкального развития в хоре – духовно-нравственное развитие, соответственно выстраиваем репертуар подросткового хора:

Основные задачи и навыки

Певческая установка и дыхание

Младшая группа

Посадка участника хора, положение корпуса, головы, артикуляция при пении. Навыки пения сидя и стоя.

Дыхание перед началом пения. Одновременный вдох и начало пения. Различный характер дыхания перед началом пения, в зависимости  от характера исполняемого произведения: медленное, быстрое. Смена дыхания  в процессе пения; различные его приёмы (короткое и активное          в быстрых произведениях, более спокойное, но так же активное   в медленных). Цезуры. Знакомство с навыками «цепного» дыхания (пение выдержанного звука в конце произведения); исполнение продолжительных музыкальных фраз на «цепном дыхании».

Средняя и старшая группы

Закрепление навыков, полученных ранее. Задержка дыхания перед началом пения. Исполнение пауз между звуками без смены дыхания (стаккато). Работа над дыханием как важным фактором выразительного исполнения. Совершенствование навыков «цепного» дыхания: на длинных фразах, не имеющих пауз; на длинных звуках или аккордах в несколько тактов; пение произведений целиком на цепном дыхании.

Звуковедение и дикция

Младшая группа

Естественный спокойный звук без крика и напряжения (форсировки). Преимущественно мягкая атака звука. Округление гласных; способы их формирования в различных регистрах (головное звучание). Пение нонлегато и легато. Нюансы (меццо-форте, меццо-пиано, пиано, форте).

Развитие дикционных навыков. Гласные и согласные, их роль в пении. Взаимоотношение гласных и согласных в пении. Отнесение внутри слова согласных к последующему слогу.

Средняя и старшая группы

Закрепление навыков полученных ранее. Развитие свободы  и подвижности артикуляционного аппарата за счёт активизации работы губ, языка. Выработка навыка активного и чёткого произношения согласных. Развитие дикционных навыков в быстрых темпах. Сохранение дикционной активности при нюансах пиано и пианиссимо.

Ансамбль и строй

Младшая группа

Выработка активного  унисона (чистое и выразительное интонирование диатонических ступеней лада), ритмической устойчивости в умеренных темпах при соотношении простейших длительностей (четверть, восьмая, половинная), соблюдение динамической ровности при произнесении текста. Постепенное расширение задач: интонирование произведений в различных видах мажора и минора, ритмическая устойчивость в более быстрых  и медленных темпах с более сложным ритмическим рисунком (шестнадцатые, пунктирный ритм).

Устойчивое интонирование одноголосного пения при сложном аккомпанементе. Навыки пения двухголосия с аккомпанементом. Пение несложных двухголосных песен без сопровождения.

Средняя и старшая группы

Закрепление навыков, полученных ранее. Совершенствование ансамбля и строя в произведениях различного склада и с различными средствами музыкального языка. Выработка чистой интонации при двух-, трёхголосном пении. Владение навыками пения без сопровождения.

Для продвинутых групп – более сложные навыки многоголосия.

Работа над формированием исполнительских навыков

Младшая, средняя и старшая группы

Анализ словесного текста и его содержания. Грамотное чтение нотного текста по партиям и партитурам. Разбор тонального плана, ладовой структуры, гармонической канвы произведения.

Членение на мотивы, периоды, предложения, фразы. Определение формы (куплетная, двухчастная, трёхчастная и пр.).

Фразировка, вытекающая из музыкального и текстового содержания. Взаимопроникновение двух элементов при исполнении фразы и всего произведения – динамического и агогического. Различные виды динамики. Мнагобразие агогических возможностей исполнения произведений: пение        в строго размеренном темпе; сопоставление двух темпов (медленный    и быстрый); замедление в конце произведения; различные виды фермат.

Воспитание навыков понимания дирижёрского жеста. В младшей группе – элементарные требования (указания  дирижёра «внимание», «дыхание», «начало», «окончание» пения; понимание требований, касающихся агогических и динамических изменений). В старших группах – сознательное отношение ко всем указаниям дирижёра, касающихся художественно-исполнительского плана.

Годовые требования

За учебный год должно быть пройдено следующее количество произведений:

·        Младшая группа (1-3 классы) – 10-11

·        Средняя группа  (4-5 классы) – 9-10

·        Старшая группа (6-7 классы) – 8-9

В программу должны быть включены народные песни, произведения русских и зарубежных классиков, современных композиторов.

Одно из важнейших условий привития мальчикам интереса к хоровому пению – отбор подходящего  песенного репертуара. В хоре мальчиков поют все дети, без отбора. Занятия ведутся по группам: младшая группа (1класс), средняя группа (2-5 класс), старшая группа хора (6-7 класс) и концертная группа мальчиков. В состав концертной группы мальчиков входят дети, имеющие хорошие голоса, наиболее одаренные, показывающие хорошие результаты. Независимо от возраста, мальчики, имеющие хорошие вокальные данные из младшей группы, могут участвовать в концертной группе хора. Концертная группа хора разучивает дополнительный, более сложный репертуар.

Список  произведений, для концертного хора:

1. А.Зацепин «Ты слышишь, море»

2. Л.Бетховен «Сурок»

3. А.Дубравин «Сухарики»

4. А.Плешак «Новенькая»

5. Е.Крылатов «Мой конь»

6. Р.Н.П. «Бородино»

7. В. Соловьев – Седой «Баллада о солдате»

8. Я. Дубравин «Родина»

9. Р.Н.П. «Донцы – молодцы»

10. Г. Струве «Вот тогда ты пожалеешь, Кулакова!»

11. Л.Бетховен «Гремят барабаны»

12. Литовская народная песня «Солнышко вставало»

13. В.Шаинский «Аврора».

14. В.Соловьев-Седой «В путь»

15. Ю.Крылатов «Крылатые качели»

16. А.Пахмутова «Орлята учатся летать»

17. Я. Френкель «Погоня»

18. Артековская  песня «Бескозырка»

Список произведений для младшей группой хора:

1. Ю.Чичков «Щенок».

2. А.Петров «Дядя Степа».

3. В.Сироткин «Над страною гремели снаряды».

4. Р.П.Н. «Веники»

5. Французская народная песня «Пастушья песнь»

6. А.Островский «До, ре, ми, фа…..» 

Список произведений для старшей группой хора

1. Р.Н.П. «Плещут холодные волны».

2. Е. Крылатов «Ласточка».

3. Английская народная песня «Лошадка Пони».

4. Итальянская Народная  песня обр. Сибирского «Макароны»

5. Ю. Чичков  «А для чего придуманы колеса?»

6. С.Никитин «Песенка о военном трубаче»

7. С.Никитин «До свидания, мальчики»

Список произведений для подросткового хора

1.     Петровский кант «О заложении С-Петербурга»

2.     Д. Соснин, Я. Серпин «Юнги северных морей»

3.     Р.н.п. «Нелюдимо наше море»

4.     Б.Окуджава «Пожелание друзьям»

5.     О. Газманов «Мама»

6.     В. Струненко «Паруса Крузенштерна»

7.     А. Даргомыжский «Ванька-Танька» цыганская песня

8.     К. Листов «В землянке» сл.А.Суркова

9.     Я. Дубравин «Песни наших отцов» сл.В.Суслова

10.                        В. Пушков сл. А. Апсалона «Лейся, песня, на просторе»

11.                        В. Соловьев-Седой, сл.А.Чуркина «Вечер на рейде»

12.                        А. Петров «Мама»

13.                        В. Высоцкий «Звезды» 

Методическая литература

1. Абелян Л., Гембицкая Е. Детский хор института художественного воспитания Академии педагогических наук СССР.

2. Гембицкая Е. Обучение мальчиков пению в хоре.

3. Хоровое пение мальчиков. История и современность. Материалы научно-практической конференции в рамках 3 международного хорового фестиваля «Виват, мальчишки!» им. С.П.Оськиной.

4. Емельянов В. «Фонопедический метод развития»

5. Локшин Д. «Хоровое пение в русской школе»

6. Емельянов В.»Развитие голоса. Координация и тренинг»

7. Девяткина Г. Организация вокально-хоровой работы в хоре мальчиков.

8. Оськина С. «Воспоминания хормейстера».

 

Дата последнего обновления страницы 11.01.2023
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения